На днях увидел у коллеги (или конкурента, кому как) на странице длинный пост, в котором он рассуждает о так называемой уникальности путешествий, проводимых разными турлидерами. Общий смысл поста таков: все поголовно турлидеры говорят, что именно их путешествия уникальны, и при этом водят туристов в одни и те же места. Ну и далее Саша, естественно, рассказывает, почему именно его путешествия уникальны :)))
Утверждения каждого первого о своей уникальности, конечно, заставляют улыбаться, но их вполне можно понять: все они проходят одни и те же курсы по развитию бизнеса у одних и тех же тренеров, и в большинстве своем ограничиваются бесплатными (читай — поверхностными) вебинарами. А там, конечно, все тренеры твердят про уникальность как главную составляющую успешного бизнеса. Ну вот и получается: слово услышали — тут же впихнули к себе на страницу. А в чем эта уникальность — действительно, немногие даже сами себе представляют, не говоря уж о том, чтобы суметь донести это до своей аудитории.
Вот для Саши, например (того человека, который побудил меня написать этот пост), уникальность измеряется в посещении в ходе путешествия неизвестных широкой общественности мест. Это, без сомнения, тоже уникальность, но лично мне такой подход не очень близок. Почему? Объясняю.
Мне кажется, что для человека путешествие — это воплощение мечты. Мечты увидеть своими глазами те места, которые он видел на картинках в интернете. И этот человек доверяет тебе — турлидеру — воплощение своей мечты. Он считает, что ты обладаешь необходимыми знаниями, навыками и опытом для того, чтобы организовать воплощение мечты наилучшим образом. Что значит наилучшим? Ты выберешь оптимальное время для посещения того или иного места с точки зрения получаемых впечатлений и загруженности туристами; ты скомбинируешь все «места мечты» в одной поездке так, чтобы уложить это в приемлемые сроки; ты обеспечишь безпроблемность и комфортность путешествия, сохранив при этом разумную стоимость.
В этом свете мне искренне непонятны некоторые путешествия. Например, людей тащат на 2 недели в перуанские е… хмм, джунгли. Вопрос: вы были в джунглях? 2 недели в адской жаре, духоте, 100%-ной влажности месить грязь по колено в болотных сапогах, ночевать в палатках и кормить полчища москитов — ради чего? Ладно 1-3 дня, это как-то можно пережить, чтобы полностью «наесться» джунглями и понять, что это такое; но 2 недели? Чтобы добраться до какого-то удаленного индейского племени и посмотреть, как они живут? И при этом полностью проигнорировать посещение «иконы» континента — Мачу Пикчу — и красивого, атмосферного Куско? Не знаю. Наверное, я все же организую путешествия для совсем других людей. Зато это действительно уникально — немногие решатся потащить туристов в такие е… джунгли.
Еще один пример — моя любимая Патагония. Практически все организаторы путешествий туда ведут людей по W-треку в Торрес дель Пайне, и затем по «треугольнику» в Чалтене. С ночевками в палатках, естественно. Вопрос — зачем? Я, честно говоря, сам очень люблю W-трек и проходил его дважды (и наверно пройду еще раз), но объективно по количеству впечатлений за единицу времени и усилий он сильно уступает посещению Торрес дель Пайне на микроавтобусе с короткими пешими выходами и хорошим, знающим водителем. Плюс учтите, что наиболее удобно расположенные палаточные лагеря там не имеют абсолютно никакой инфраструктуры, кроме адски вонючего туалета. В Чалтене — то же самое. Так зачем ночевать в палатке, если можно получить не меньше (а то и больше) впечатлений, но при этом ужинать в хорошем ресторане и спать в комфортной постели? Да, это стоит существенно больше денег (палаточные лагеря там преимущественно бесплатные, а вот отели стоят от 100 до 300$ за ночь). Но, на мой взгляд, оно стоит того! При этом что интересно — мое комфортное путешествие в итоге стоит сильно меньше, чем у конкурентов с палатками — но это уже вопрос ценообразования, конечно, у каждого турлидера оно свое.
В чем еще уникальность каждого отдельного путешествия? В том, на какие цели оно направлено и насколько его организация соответствует целям. Например, если путешествие требуется насытить максимально разнообразными впечатлениями, то я нещадно отрезаю всё, что может показаться похожим или повторяющимся. Минимум времени в каждой точке, посмотрели — поехали дальше. Все второстепенное отрезаем нафиг, это пустой расход времени и денег (даже если это «уникальные» малопосещаемые места).
Если же цель — углубленное изучение того или иного региона, то тут требуется по возможности показать каждое место, каждую гору с разных сторон, уйти по тропам дальше, чем ходит большинство; но только если оно действительно того стоит.
А что именно для вас важно в путешествии? По какому главному критерию вы выбираете из множества похожих предложений?
4
4 комментария УНИКАЛЬНОСТИ ПОСТ
Ирина
Добрый день, Влад.
Назовите ваши туры авторскими и спите спокойно. Вы, как автор, имеете право показать то, что вам интересно или неинтересно и как считаете нужным.
Не нужно подстраиваться под чьи-то «главные критерии», Их просто нет, так как «имя нам — легион» и у каждого свои критерии ( в том числе и страсть к тяжёлым походным условиям — испытанием на прочность самого себя).
«Напирайте» на свою собственную уникальность, на свои «главные критерии» и вас найдут. Главным для вас должен быть профессионализм и совершенствование самого себя, чтобы быть интересным другим. Даже неуникальные места, места «замыленные» на первый взгляд, можно показать так, что это может стать откровением и, наоборот, «уникальность» может вызвать только зевоту. Из своего опыта приведу пример: так съездила в экскурсионный тур в Италию, что вернулась с единственным впечатлением, что Италия — жлобская страна и хотя понимаю, что надо её пересмотреть заново, но побороть стойкую неприязнь пока не в силах.
Повторю ещё раз: пишите, что для ВАС важно в каждом ВАШЕМ путешествии, какие у ВАС главные критерии и занимайтесь самосовершенствованием — это и есть уникальность и залог успеха в бизнесе.
Спасибо за возможность посмотреть Китай, за благополучное возвращение, за замечательные фотографии и впечатления.
Желаю вам успехов в реализации всех ваших проектах и всего самого хорошего.
travelhaker
Ирина, спасибо! Да, наверное мне нужно более четко формулировать цели путешествия и для кого оно предназначено в каждом его описании. Ну и самосовершенствование никто не отменял, конечно 🙂
Константин
Любое путешествие, самостоятельно составленное турлидером — уникально. Потому что любое другое, даже очень похожее, будет различаться в деталях. А настроение, общую атмосферу как раз и определяют детали, которыми «рулит» турлидер. Фотографии можно посмотреть и в интернете. Народ платит деньги и едет за впечатлениями. Две недели в джунглях — это впечатление! И 3 часа на Мачу Пикчу — тоже впечатление! И побывать там, где вообще никто не бывал вообще никогда — очень сильное впечатление, по себе знаю. И какие именно впечатления хочется получить — каждый решает для себя. И соответственно выбирает маршрут, программу и турлидера.
Чем хорошо путешествовать с TRAVELHAKER? Помимо отличной организации, доброжелательности и позитивного настроя, для меня главное — высокая насыщенность программы, Никаких долгих ожиданий, очередей на транспорт, обедов по 3,5 часа, шопингов и т.д. Все продумано, вплоть до местоположения отелей. Каждый час времени используется чтобы получить те самые впечатления, за которыми я и поехал через половину земного шара. Мне кажется, это — первая основная «фишка».
Вторая «фишка» — действительно мы видим то, на что стоит посмотреть, и тратим на это время. Самое интересное и с самого интересного ракурса. Хотя вокруг наверняка много чего еще есть. Но если стремиться все посмотреть по-максимуму — получится совсем другой тур (тоже уникальный))), но уже направленный на погружение в местный колорит. И рассчитанный на другую аудиторию.
travelhaker
Костя, спасибо! И вэлкам в мои следующие путешествия 🙂